Отдых на Куршской косе

Смешно, но до прошлого года мне не пришлось побывать на Куршской косе. Супруга моя родом из Литвы, и, конечно, мы объездили почти всю эту прибалтийскую страну, одну из бывших «15 сестер», входящих в Советский Союз. Но вот конкретно на косу — лишь раз мельком заглянули, проведя несколько часов в морском музее.

Скажу честно, пугали цены. Нет, они не космические, конечно, ниже, чем на каком-нибудь действительно европейском курорте. Но в соседней Паланге, не говоря уж о Швянтои — значительно ниже. Вот постоянно и возникал вопрос: а нужно ли переплачивать за то же самое Балтийское море? Не веря на слово моему коллеге, который отдыхает на косе чуть ли не каждый год, полезли в интернет, читать отзывы туристов о Куршской косе. В основном позитив, конечно. Хороший сервис, уникальная природа… Но цены! Большинство из авторов отзывов отдыхали в Ниде, на худой конец — в Юодкранте. При беглом просмотре предложений местных отелей начиналась, по выражению нашего знакомого врача, «амеботрофная асфиксия», то есть попросту — жаба давила. По счастью, жена наткнулась на отзыв на литовском сайте — вила «Бальдининкас» в Пярвалке. Еле эту Пярвалку на карте нашли. Но цена приемлемая, комната — большая, хозяева — вежливые. Решили рискнуть и заплатить за недельку. Бронь нам подтвердили сразу, денег с карты снимать не стали.

Ехать решили на автомобиле. Самолетом тоже не проблема, хозяин гостиницы пообещал трансферт из Паланги. Вообще, большинство отелей «со звездочками» предлагает трансферт даже из Вильнюса. Но и без того добраться — не большая проблема, нужно только доехать до Клайпеды. Регулярно ходит автобус до парома, да и литовские таксисты — не живодеры.

Переправиться на косу можно только на пароме. Паром каждые полчаса отправляется. Мы настроились постоять в очереди, но нет — все машины и пешие туристы поместились на одном пароме, и на берегу никого не осталось. Пока плыли на пароме (минут семь, наверное) рассматривали попутчиков. Публика, в основном, серьезная — такой набор автомобилей привычнее видеть у какого-нибудь престижного офиса. Затесалось, конечно, и несколько студентов на обшарпанном микроавтобусе с немецкими номерами, но в основном — «лексусы», «инфинити» и «мерседесы» и, кажется, не секонд-хэнд. Водители — в основном люди среднего возраста, или даже постарше. В большинстве с детьми, а некоторые  и с внуками. Номера — примерно поровну литовские, белорусские и российские — московские, питерские. Все-таки  репутация «элитного отдыха», оставшаяся от СССР, жива в нашем сознании! И никакие отзывы туристов не заменят того, что передается о Куршской косе из поколения в поколения в «элитных» семьях. Есть здесь, конечно, и европейские туристы, в основном из Германии — видимо, приехавшие осматривать бывшую Восточную Пруссию. Ну, этих-то понять можно, в сравнении с их ценами Литва, и даже Куршская коса — просто бесплатный рай.  

От парома до Пярвалки дорога петляет среди дюн, крадется мимо сонных поселков, укутанных в покрывало сосновых лесов. Надо заплатить «экологический сбор» при въезде на косу. Не превышайте скорость, следите за знаками: фоторадары вполне настоящие, да и полицейские с радарами обычно тоже попадаются.

Разместившись в уютном четырехместном двухэтажном номере — внизу «гостиная», наверху, на балкончике, спальня; есть широченный балкон с видом на Куршский залив — отправились осматривать окрестности. В Пярвалке из достопримечательностей в путеводителе были отмечены только аутентичная «изба рыбака» и, километрах в трех — «мертвые дюны», засыпавшие когда-то рыбацкую деревню. Поэтому, резонно рассудив, что такое изобилие мы всегда осмотреть успеем, а вот погода на Балтике — дело случая, отправились через всю косу (чуть меньше двух километров по ширине) — купаться в Балтийском море. Если вы не в курсе, что такое Куршская коса, поясню — это узкая полоска песка шириной от 400 метров до 3,7 километров, образованная наносами реки Неман — Нямунас. Восточная её часть является западным берегом Куршского залива (почти пресного, просто кишащего рыбой), западная обращена к Балтийскому морю. Все поселки, защищенные дюнами от балтийских штормов, находятся на восточном берегу. Но купаться надо ходить на западный, балтийский берег. Это настоящее наслаждение: прогуляться полчаса, вдыхая напоенный сосновым ароматом воздух.

Море показалось чище, чем в Паланге, пляж чище уж точно. И людей меньше. Хотя, может это так повезло просто, вот съездим еще раз — тогда можно будет судить. Искупались вволю, младшего — за уши из воды было не вытащить, благо достаточно тепло (начало августа). Вернулись в отель, чтобы поужинать гигантскими литовскими «цеппелинами», запивая отменным клайпедским пивом «Швятурис» и любуясь лунной дорожкой над Куршским заливом.

Через всю косу проходит европейский велосипедный маршрут. Велодорожка, правда, местами требует ремонта, поэтому, когда взяв напрокат велосипеды, мы отправились в Ниду, приходилось быть внимательным, объезжая попадавшиеся выбоины и вздыбленный сосновыми корнями асфальт.

Нида — совсем не такая сонная, как Пярвалка. Жизнь кипит, хотя может быть, нам просто повезло — мы попали на закрытие международной регаты. Несколько часов мы провели, наблюдая с раскрытым ртом за красотой яхт и мастерством спортсменов. А потом отправились в мемориальный дом Томаса Манна. Программа нашего отдыха на косе оказалась вообще очень насыщенной: и прогулка среди «мертвых дюн», где ощущаешь свою ничтожность и беспомощность перед силами природы, и визит в морской музей и океанариум, где дети почувствовали себя настоящими «морскими волками», а потом обед на настоящем пиратском корабле в Юодкранте, и путешествие в сказку — подъем на «гору ведьм», и купание, и гроза среди сосен… Нет, недели было решительно мало. И если меня спросят — стоит ли ехать на Куршскую косу, я отвечу твердо: стоит! Мы планируем приехать туда еще раз.

Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.