Поездка во Львов из Москвы на автомобиле. Достопримечательности Львова. Уклад жизни и цены в Украине. Отзыв туриста и фоторепортаж.

Подготовка к поездке. Август 2013.

Началось все с того, что моя подруга, с которой собирались съездить на отдых, не успела к указанному времени обновить заграничный паспорт. Даты отпусков были давно и тщательно согласованы с руководством, поэтому встал вопрос – в какую из братских стран съездить на 10 дней? Россия не рассматривалась в принципе – по ряду причин. Выбирали между Казахстаном, Белоруссией и Украиной – туда можно попасть по общегражданскому паспорту РФ. В итоге, за 10 дней до старта мне удалось составить приблизительный (а позже и подробный) план посещения центральной, западной и южной части Украины.
Туристы мы бывалые – ездим за впечатлениями, поэтому график был напряженным. 5-го августа в 6.30 часов утра вылетели из Москвы. Встать пришлось тремя часами ранее, зато быстрый завтрак и короткая (без пробок) поездка на такси до Шереметьево согнали с нас дремоту. В аэропорт приехали загодя, споро зарегистрировались на рейс, и осталось время выпить по чашке кофе и поменять немного валюты на первое время. Вот тут мною была совершена грубая ошибка – рубли на гривны менять лучше уже в Украине, причем в любом городе, но подальше от оживленных туристических троп – курс будет много выгоднее. Для примера — в киевских обменниках 1 гривна стоит 4,25-4,5 рубля (в зависимости от расстояния до ближайшей достопримечательности). В Москве курс 1 гр. к 5 руб.– и это была самая невыгодная сделка за всю поездку. В принципе, если у вас с собой будет 25-30 гривен на человека, то добраться до Киева и поменять там деньги не составит труда, ибо от Борисполя (международный аэропорт) до столицы ходит маршрутный автобус. Называется SKY BUS, проезжает все терминалы по очереди (начиная от Б) и интервал движения – 15 минут днем и около 30 минут в вечерне-ночное время. За 10 грн уже через четверть часа можно выйти возле станций столичного метро Бориспольская или Харьковская (по желанию), еще через 40 минут вы прибываете на Южный железнодорожный вокзал – конечная остановка автобуса (ст. метро Вокзальная). Проезд полным маршрутом стоит 25 грн. Поездка в метро стоит 2 гривны. Но мы отвлеклись.

Прибытие в Украину

Итак, в 8.30 утра местного времени мы уже прошли таможню и шагали получать багаж в терминале D аэропорта «Борисполь». Здесь тоже сделаю короткое отступление – если вы гражданин РФ и въезжаете в Украину по внутреннему российскому паспорту, то перед встречей с таможенниками необходимо заполнить миграционную карточку – их полно на столиках в зале прилёта. Карточка содержит буквально 10 элементарных анкетных вопросов – времени на заполнение уйдет три минуты. В правилах указано, что писать надо латинскими буквами, либо на великодержавной мове, но на самом деле можно и на русском. Карточку отдаете офицеру-таможеннику вместе с паспортом. Вам вернут отрывную половину этой анкеты – в дальнейшем рекомендую её носить с собой вместе с документами (ибо даже сотрудники дорожной милиции имеют право с вас её спросить). Покидая страну, возвращаете свою половинку инспектору – опять же на таможне. Мы этот порядок знали, поэтому сам переход границы не составил труда. Через 15 минут после прилета, уже с сумками – садились в шаттл, курсирующий между терминалами. В терминале B (обслуживает внутренние рейсы) нас ждал забронированный заранее автомобиль. Пункт проката открылся в 9.00 и через полчаса у меня были ключи от синей Шкоды-Фабия с двигателем 1,4 литра и правом на второго водителя и неограниченный пробег (стандартные условия подразумевают поездку до 1500 километров и только один водитель на все время — имейте это в виду). Стоило все это удовольствие 31 евро /сутки.
И вот уже я выравниваю давление в колесах, регулирую зеркала и руль под себя, а подруга расчехляет фотоаппарат и готовит сменные объективы. Утро началось замечательно – ни одного «косяка» с начала путешествия, отличная солнечная погода и отсутствие (по московским меркам) пробок. Настроение на сто баллов! Трасса из аэропорта в Киев – настоящая автомагистраль. И это настоящая сказка для водителя! То есть она имеет 4 полосы в каждом направлении, физический отбойник между встречными потоками и широченную асфальтированную обочину. Колеи нет – покрытие идеальное. Максимальная разрешенная скорость движения – 110 км/ч, в двух левых полосах – 130.

В Украине официально погрешность на показания спидометра – 19 км/ч, поэтому фактически можно ехать со скоростью на 19 больше разрешенной – при таком режиме вас даже останавливать не будут. Но добавлю и ложку дёгтя в эту бочку – дорог, по которым можно так гонять в стране всего две. Это трассы Киев-Чоп (как раз на Львов) и Киев-Одесса. Обе дороги капитально отремонтировали к чемпионату Европы по футболу – только их состояние позволяет ездить быстро и безопасно. Все другие трассы федерального либо регионального значения в много худшем состоянии (вплоть до трехметровых ям с рваными краями, которые невозможно объехать иначе как по обочине).

Дорога.

Наш путь лежал через Киев во Львов – в точке назначения необходимо было быть к вечеру. Это 25 километров от аэропорта до Киева, по городу около 20 км и 540 непосредственно до Львова. Доехать планировали так, чтобы успеть поужинать засветло.
В столицу попали очень быстро, да и по самому Киеву проехали без особых сложностей – я по привычке все сравниваю с Москвой. Уже в городе приняли решение позавтракать плотно, приобрести продукты, воду в дорогу и купить держалку на лобовое стекло для смартфона – в нем установлена навигационная программа. Со всеми задачами справились за два часа (дольше всего искали, где взять телефонный фиксатор – в Киеве на удивление мало салонов сотовой связи, опять же – только по сравнению с Москвой).
Мать городов русских покинули в полдень и низко полетели мимо Житомира в направлении города Ровно. Сама дорога и впрямь доставляет удовольствие – узнается классический немецкий автобан. Ровное асфальтобетонное покрытие без намёка на трещины или колею, отбойник, ровная и четкая разметка, указатели, ясно читаемые знаки, развороты через каждые 5 км, съезды, кемпинги, туалеты на автобусных остановках и полное отсутствие сотрудников Державной автоинспекции — DAI. Скорость контролируется камерами в некоторых «белых» населенных пунктах и перед стационарными постами. Если не превышать 129 км/ч, а в «белых» деревнях 79 (в «синих» 109), то вы не привлечете внимание (а у нас еще и номера украинские на машине). На нашей ракете превышать было непросто, средняя скорость была 110-120. Езда в таких условиях убаюкивает и чтобы не клевать носом за рулем, приходилось разговаривать. Подруга с самого начала залипла с фотоаппаратом на пассажирском и методично щёлкала вообще все, что видела – машины, знаки, людей, остановки, хаты, кафе, поля и степи. Щелчок затвора раздавался каждую минуту. В конечном итоге, после удаления неудачных кадров (а это ¾ от всего снятого) мы привезли более 4000 снимков! Один раз поменялись за рулем – и мне удалось немного вздремнуть – не больше часа. Потом ненадолго остановились у одного кемпинга -перекусить припасенными вкусняшками, размять затекшие спины и поменяться обратно, чтобы продолжить путь (имею слегка больше опыта, поэтому чаще за рулем приходилось быть именно мне).

Почему на машине?

Здесь тоже хочу сделать небольшую ремарку. Ехать поездом к братьям-украинцам нам не хотелось категорически – это некомфортно, да еще теряется масса драгоценного времени в пути. Лететь из Москвы в Украину дешевле всего именно в Киев. Любой другой город прилёта автоматически удваивает цену билета – и это парадокс для меня. Идём далее – в планах было посетить от трёх до четырёх городов за 10 дней, имея с собой по чемодану с вещами + по рюкзаку для прогулок по городу + обратно повезти с собой объёмные сувениры. Поэтому не рассматривался иной способ передвигаться внутри страны, кроме как на авто. Но для любителей бюджетного отдыха дам подсказку – из Киева в направлении Львова ходит шесть поездов. Самый удобный из них имеет номер 91 (Киев-Львов) и отправляется в 22.00 с центрального вокзала (который в 100 метрах от Южного вокзала, который в свою очередь является конечной остановкой маршрутного автобуса из аэропорта). Непосредственно во Львов он прибывает в 6.30 утра. Цена плацкарт – 120, купе – 200 гривен. Еще в 17.00 есть состав с сидячими вагонами, проезд стоит около 115 грн – он уже через шесть часов приезжает на Львовский вокзал. Билеты можно приобрести по интернету.
Но наш способ добраться до культурной столицы Западной Украины – лучше всех. По пути можно увидеть как постепенно пейзаж меняется на «типично украинский» — становится меньше лесных посадок и больше степей, дома сменяются белёными хатами, а деревни – «западэнскими» хуторами. Уже за Житомиром часто стали попадаться гужевые телеги, все больше было аккуратных домишек и мазанок с белыми от известки стенами.

Очень на нас произвело впечатление состояние придорожных населенных пунктов и просто построек – ни разу за все время не увидели заброшенного дома в деревне или хлева или амбара на окраине. Нет пустых глазниц окон и просевших крыш, которые часто встречаются и так режут глаз, когда путешествуешь по России. Создается впечатление, что используется каждый клочок земли, каждое поле. Между краем дороги и полями нет того метра из смеси грязи и щебня, который у нас называется обочиной. Везде видели четкую разметку, обозначающую проезжую часть – справа от нее еще полоса асфальта шириной с грузовик, а сразу за ней растёт трава. Даже съезды на второстепенные дороги – асфальтированные сколько видит глаз (это не наши грунтовки, перед и после которых тянутся грязевые следы). Ну и конечно стоит упомянуть виды самой природы – живописные степи, изредка рассекаемые рекой или озером, аккуратные лесопосадки, а ближе к западу – холмы, покрытые растительностью или (иногда) застроенные аккуратными домишками. Наше общее с подругой мнение: хотя бы раз посмотрите этот путь из окна автомобиля – не пожалеете. Возможно, кто-то захочет оппонировать мне – сказать, что всё увиденное показуха и потёмкинские деревни, наскоро сделанные перед чемпионатом Европы по футболу. Возможно и так, но мы другого по пути не встречали – сравнивать больше было не с чем.
Так, за неспешными разговорами, перемежаемыми восторгами от видов за окном, пролетело четыреста километров и шесть часов времени. Солнце в этот день радовало нас температурой чуть выше 30 (в машине по ощущениям жарче, но включенный кондиционер делал поездку вполне комфортной). Зато небо ясное и прогноз обещал, что дождь нам не спутает карты в ближайшие дни. После Ровно, дорога стала региональной — одно-двухполосной, пропал отбойник. Остановившись на заправке, километров за 100 до Львова, мы обнаружили что: Во-первых, бензин в Украине неприятно дорогой – от 42 руб./литр (это Аи-92, 95-ый вообще к полтиннику за литр). Во-вторых, люди вокруг говорят исключительно на мове и либо старательно делают вид, либо, правда, не понимают по-русски. Я склоняюсь к первому варианту – ибо точно знаю, что треть телеканалов и половина политиков вещают на русском. Нужно быть совсем тяжёлым, чтобы к 20 годам не разуметь о чем толкуют, когда каждый день хоть немного, но слышишь эту речь. Даже мы через пару дней вполне сносно понимали «великодержавный». Такой языковой феномен только в Западной Украине – были еще в Одессе, там русском говорят даже между собой. В Киеве тоже часто слышали родную речь.

Прибытие.

Так или иначе, но мы выпили по чашке кофе, залили полный бак и покатили дальше. Вечер шёл уже к семи часам, ехать еще больше ста вёрст и следовало поторапливаться. Остаток пути мы преодолели довольно скоро и въехали во Львов ещё засветло, хотя солнце уже коснулось горизонта. И вот тут случилась вторая промашка. Мною был забронирован номер в отеле «Статус». По отзывам на Booking и по цене он нас устроил более чем полностью (700 грн — это примерно 2900 рублей за две ночи). Адрес гостиницы – Львов, ул. Киевская 6. Именно так указано на сайте и так же было вбито в навигатор. Он и привёл в самый центр города, где мы битый час безуспешно пытались отыскать похожий на фотографию с сайта корпус отеля. Сначала выяснилось, что непосредственно Киевская улица во Львове перекопана в тридцати местах и к дому №6 проехать невозможно. Это мы поняли, нарезая третий круг недалеко от того места, куда упорно вёл навигатор. Далее обнаружилось, что этот самый пункт назначения вообще не гостиница и даже близко не стоял. Искомый адрес больше походил на жилой дом (им и являлся). Пришлось звонить на рецепцию, объяснять ситуацию и спрашивать где они вообще находятся? И вот тут оказалось, что отель расположен не в самом Львове, а в неком месте под названием Малех-Львов. Это даже не пригород, а скорее поселок, вплотную примыкающий к административной границе Львова-города. Искомая гостиница был у нас по пути – по незнанию проехали её около 40 минут назад. Вернувшись по записанному навигатором треку, мы легко обнаружили отель – его и впрямь хорошо видно с дороги и он действительно такой, как на картинке. Вероятно, просто подвели усталость и слепая вера в Navitel.

Отель «Статус».

Вселились быстро – девочки на стойке живенько все сделали и вот уже спустя пять минут мы наслаждаемся двухместным номером под самой крышей. Жили на верхнем третьем этаже – просторная комната с двумя наклонными окнами, кондиционером, широкой двухспалкой, просторным санузлом. В номере чисто и аккуратно. Самое главное – никакого запаха дыма или застарелого пепла – это значит, в номере впрямь не курили. Как мы узнали позже, для курящих есть номера с балкончиками. Поначалу были проблемы с кондиционером – он никак не хотел работать. Но промучившись с ним минуту, мы догадались плотнее закрыть окна в номере – до щелчка. Сплит над входной дверью включился сразу.
Забегая вперёд, хочу сказать, что в отеле нам действительно понравилось – горничная приносила утюг и гладильную доску по первому звонку, администратор заказывала нам такси и советовала где что стоит посмотреть. Бесплатная большая автостоянка при отеле рассчитана на немалое количество гостей — свободные места были всегда. Здание гостиницы новое – от силы лет 5 назад строили. Номеров немало, да и постояльцев (судя по авто) тоже порядочно. Но шума соседних номеров, ресторана или дороги мы не слышали. Рекомендуем отель тем, кто приезжает в город на своём транспорте.

Конец первого дня.

Разложив вещи, приняв душ и переодевшись, мы торопились поужинать. Время было позднее – около десяти часов вечера. На улице темно, в ресторане отеля какое-то шумное мероприятие. Посовещавшись, мы приняли решение покушать в городе. Заморачиваться с вызовом такси или ожиданием маршрутки не было смысла – у нас же есть авто. И вот уже через 10 минут мы ставим машину на проспекте Свободы и поднимаемся к легендарной Площади Рынок. Несмотря на почти ночное время, на улицах везде встречаются люди – поодиночке, парами или средними компаниями. Они подвыпившие, весело балагурят, переговариваются (часто – на польском или немецком) – гуляют, ищут новый ресторанчик или просто бредут домой. В основном все моложе 30 лет — вероятно студенты (хотя есть и вполне зрелые и даже пожилые пары). Как потом оказалось – всё так. В историческом центре города множество хостелов (гостиница по типу общежития), а их услугами пользуются в основном молодежь – поэтому здесь почти круглосуточно царит атмосфера какого-то веселого студенческого городка.
Изначально с подругой хотели поужинать в легендарной «Крыивке», но не сложилось. Побродив по центру минут 20, мы остановились в одной из сотен безымянных кафе и закусочных, коих действительно во Львове множество. Сели на открытой веранде и с жадностью набросились на принесенный ужин. Здесь отмечу, что во Львове можно кушать абсолютно везде. Будет вкусно и недорого (средний чек на человека в кафе – 50-70 грн, в ресторане 100-130 грн с алкоголем – умножайте на 4,5 и будет стоимость в рублях). Но есть места, которые просто необходимо посетить – о них позже.
После сытной и вкусной еды, расслабившись и посидев еще немного, посмотрев на прохожих, тронулись обратно к машине. Силы были на исходе, и мы только лениво вертели головами, читая указатели на домах. Идти было 10 минут до машины, затем на ней 8 км до гостиницы по свободным от авто улицам. Вернувшись в отель, нас хватило лишь чтобы умыться – после этого свалились без задних и передних ног. Время – за полночь.

Посмотреть Львов за одни сутки!

Проснулись поздно — в девять утра. Погода радовала солнцем и ясным небом – день обещал быть таким же знойным как вчерашний. Наскоро приведя себя в порядок, мы попросили заказать нам такси и через полчаса были у памятника Ивану Фёдорову. По плану, завтра утром нам было необходимо уже отъезжать в Одессу – поэтому на захват города отводился ровно одни сутки. Как позже выяснилось – это была третья наша серьезная ошибка. Лучше бы мы провели лишних пару дней здесь. А пока перед нами стояла амбициозная задача – осмотреть, сфотографировать знаковые достопримечательности и наметить план следующего посещения.

Достопримечательности Львова.

Львов – город с уникальным наследием. Основан в 13-м веке и всегда являлся крупнейшим транспортным, а позже и промышленным центром. За свою историю долго был под пятой Австро-Венгерской империи. После её распада и до 1939 года под управлением Польши. Это отразилось на его архитектурном облике. В средние века этот маленький городишко был просто типичным поселением – торговая площадь, вокруг которой ютились домишки, а в центре стояла ратуша и кирха (церковь). Со временем город разрастался, застраиваемый польскими, еврейскими, армянскими общинами. Так здесь появились Бернадинский монастырь, Доминиканский собор, замок Потоцких, Кафедральный собор, Армянский собор, Высокий замок – перечислять можно долго. Больше всего современный город напоминает польский Краков. Описывать увиденное нами за весь день не буду – во Львове каждый дом, каждая постройка – памятник архитектуры. О самых известных можно прочесть на любом туристическом сайте – достаточно вбить в поисковик «достопримечательности Львова». Кстати, центр города внесен в список наследия ЮНЕСКО. Эта организация выделяет коллосальные деньги на сохранение и реконструкцию Львова. Одним из условий финансирования является аутентичность. То есть если ремонтируют улицу, то только с использованием того же булыжника, что и был до ремонта. Если реконструируется здание – то оно принимает свой исторический облик. Нигде не увидите пластиковых окон, спутниковых тарелок или кондиционеров – новые рамы должны быть деревянными, а блоки сплит-систем спрятаны на крышу или со двора. Нет здесь и такого количества наружной рекламы, от которой в любом современном городе уже никуда не деться. Все это придает свой шарм и особое очарование Львову.
Мы свой осмотр, как было сказано ранее, начали от памятника первопечатнику Федорову (возле которого, кстати, раскинулся небольшой букинистический развал).

Далее дошли и забрались на Ратушу, по очереди посетили и сфотографировали все храмы и церкви центра города, побывали в Арсенале, прошлись вдоль Лычаковского кладбища и прогулялись по проспекту Свободы до Оперного театра.

Соборы и церкви.

Культовых сооружений во Львове – бессчетное количество, но есть знаковые. Во-первых Армянский, Доминиканский и Кафедральный соборы – величественные и очень красивые сооружения с уникальной, просто сказочной внутренней отделкой.

Бернадинский монастырь и собор Святого Юра мы осмотрели лишь снаружи – но это тоже впечатляющее зрелище. Старинное Лычаковское кладбище видели лишь мимоходом – не было времени гулять по погосту. Любители монументов и старинных надгробий найдут для себя там массу интересного. Подкупает то, что практически все из главных храмов (кроме св. Юра) находятся в исторической части города на расстоянии не более 400 метров друг от друга – их реально обойти за полдня.

Ратуша.

Поднимитесь на Ратушу, она находится в центре Рыночной площади, и пройти мимо неё просто невозможно. С торца здания находится туристический центр, где можно бесплатно получить консультацию и взять карту достопримечательностей Львова – это удобно. Удивительно, но Ратуша является действующим административным зданием – в ней находится городской муниципалитет. Вход свободный и можно просто пройтись по коридорам, где в кабинетах работают чиновники, подняться по лестнице или лифте из холла до четвертого этажа – там находится вход в башню (колокольню). Посетить смотровую площадку на верху обойдется в 10 грн со взрослого, но это (а так же преодоление четырёхста ступеней по винтовой лестнице пешком) стоит того. Если вы были на Ратуше – вы видели Львов. Это неоспоримый факт. Кстати, своё знакомство с городом рекомендую начать именно с этого подъёма (предварительно запасшись картой, биноклем и фотоаппаратом). Такой манёвр позволит вам очень чётко сориентироваться в центре и для себя определить дальнейший маршрут.

Арсенал.

Увлеченным военной историей, просто необходимо побывать в Арсенале – единственном в Украине действующем музее оружия. Внешний вид крепости, в которой находится выставка, дает представление о нелёгкой судьбе города, пережившего массу осад и пожаров. Экспозиция конечно не дотягивает до Рыцарского зала Эрмитажа или Оружейной палаты в Москве, но имеет ряд уникальных экспонатов (вход — 20 грн со взрослого, при желании отдельно можно взять экскурсию – её проведут даже для одного человека).

Львовская Опера.

Проспект Свободы приведет вас к зданию Оперного театра. Во-первых стоит просто прогуляться вдоль памятника Т.Шевченко по аллее проспекта – посмотреть на отдыхающих, прогуливающихся, играющих в шахматы на лавочках в тени деревьев местных жителей. Посмотреть на туристов, носящихся с выпученными от восторга глазами (как мы) или уже уставших от впечатлений и вальяжно гуляющих. Здесь можно купить сладости у ряженых торговок и выпить кофе или квасу.

Вернёмся к Оперному театру. Начнем с того, что само здание уникально с инженерной точки зрения – оно построено на реке, которая и поныне протекает под фундаментом. Большое внимание отдавалось освещению фойе и коридоров – они сделаны так, чтобы максимально использовать солнечный свет. Львовский Оперный театр не зря считается одним из красивейших в Европе (как и Одесская и Венская оперы). Его фасад украшают великолепнейшие скульптурные фигуры и статуи. Ну а на внутреннее убранство и зеркальный холл стоит посмотреть своими глазами – вход 10 грн с человека (для осмотра, ибо билеты на представления – от 120 грн).

Кофе и прецли.

Если кто не знает, кофе по-украински называется «кава» и имеет женский род. Кава – это настоящий львовский фетиш. Кофейни и просто автомобили с кофемашинами – повсеместно. Есть музей кофе, где можно приобрести его в любом виде и количестве (красивые сувенирные упаковки на любой вкус), а также купить все необходимое для приготовления.

Есть два мнения, откуда пошла такая популярность этого напитка. Официально Львов – первый город в Украине, куда из Европы кофе завезли в далеком прошлом. Отсюда он и разошёлся по стране. Вторую теорию высказали местные – город находится слегка в низине, и по этой причине большинство рожденных здесь или проживших более 10 лет – гипотоники (низкое артериальное давление). Якобы, оттого без кофе им жизнь не мила. Как бы ни было на самом деле, факт – в Украине этот напиток очень популярен, но во Львове откровенно имеет статус национального напитка. Мы понимаем, что поблизости «кава» не растет. По моим ощущениям это бразильский кофе – есть какая-то кислинка. Одно точно могу сказать – его стоит пробовать в разных исполнениях и привозить в качестве сувенира друзьям и близким. Это будет вполне оригинальный подарок.

Ну и раз мы начали про кофе, то нельзя не сказать про «прецли» — это местные кренделя, продающиеся на улице в самых разных вариантах – сладкие, пресные, с кунжутом, солоноватые и просто сдобные. Прецли также являются типично львовским продуктом и приобрести их можно только здесь. Мой совет – однозначно стоит покупать и кушать!

Нескучные рестораны.

Теперь пара слов о сети концептуальных ресторанов «! Фест». Сделав запрос в интернете, вы можете подробно прочитать о целом ряде интересных заведений, где можно вкусно и со смыслом покушать. Здесь и кафе имени графа Мазоха (уроженца Львова, кстати) и Дом Городских легенд и арт-галерея с живой музыкой… Мы же для себя сразу определились что хотим попасть в «Крыивку» и «Под Золотой Розой». Первый ресторан сделан в виде бандеровского схрона (времён УПА), второй – типичная еврейская кнайпа (таверна, кафе) но со своей фишкой — в меню там нет цен и за стоимость ужина надо торговаться с официантом! Сразу скажу, что в «Розу» мы не попали – вместо этого побывали в другом заведении – «Гасова лямпа» (та же сеть ресторанов).
Начну с Крыивки. По адресу «Площадь-Рынок 14» (прямо напротив входа в Ратушу) есть подъезд, который оканчивается большой дубовой дверью, обитой железом. Это и есть искомый ресторан. Стучимся – дверь открывает полицай в серой форме и спрашивает «слово» (пароль). Моя подруга слёту пытается проскользнуть мимо него с возгласом «Пустите нас пообедать», но полицай проворно закрывает дверь у нее перед носом. Моя подготовка к обеду в Крыивке была серьёзнее – стучимся второй раз и на «слово» отвечаю «Слава Украине». Получаю отзыв «Героям Слава!» и нас пускают внутрь, предварительно угостив медовухой из фляжки на поясе националиста. Проходим внутрь, спускаемся в подвал – все сделано и обставлено со стилистикой схрона, блиндажа времен Великой Отечественной.

Ресторан эксплуатирует идею УПА – Украинской повстанческой армии и дивизии «Галиция» — они как раз в то время активно действовали на территории Западной Украины. Спустившись в подвал встречаем трёх бандеровцев, сидящих на входе в помещение. Они внимательно нас осматривают и один из них интересуется «Москали, коммуняки в роду е?». Отвечаем, что нет и что покушать бы хотелось. Далее разговор идет с их стороны на мове и мы отвечаем на русском. Смысл диалога таков – Почему мы так подозрительно хорошо говорим на москальском? Я отвечаю, что мы белорусы и «мову не разумеем». После этого нас пропускают в зал, где можем выбрать себе столик. И как только минуем бандеровцев, сзади нас раздается оглушительный выстрел из нагана – подруга аж на полметра взвилась вверх от неожиданности! Я так понимаю, что либо они нас ритуально расстреляли, либо просто так позвали официантку – позже мы еще не раз слышали эти хлопки холостых патронов.
Что можно сказать о ресторане – очень антуражно. На стенах висит оружие времен ВОВ – советское и немецкое (его можно брать в руки и фотографироваться) – винтовки, пистолеты, пулеметы. Был даже какой-то Фаустпатрон. В нишах по стенам рация, самогонный аппарат, коллекция немецких монет и купюр, фотографии, немецкие афиши спортивных состязаний, боксерские перчатки, патефон, телефоны тех лет – очень аутентично. Помещение большое – в нем несколько залов, Потолки драпированы флагами, парашютными полотнами, просто тканью. Освещения хватает лишь чтобы с трудом разглядеть меню – но так даже интереснее. Официантки в военной форме еду и напитки подают в армейской железной посуде. Порции не большие, а очень большие – нам трех блюд хватило бы на весь день. Еда, напитки – все вкусно (особенно медовуха из алкогольного и узвар из неалкогольного). Чек на двоих с выпивкой обошелся в 240 грн – смешные деньги за такое количество и качество. Выходят из ресторана не тем же путём, что заходят – сначала везде нужно идти по указателям «бункер» и, петляя, шагов через 50 попадаем во внутренний двор, в центре которого растет дерево с повисшим на нем парашютом. По стенам агитационные плакаты с самолетами – там что-то про ПВО и маскировку, про типы бомбардировщиков – все на украинском и ничего не понятно. Во дворике также сделаны навесы из досок и под ними и под парашютом стоят столики – это открытая веранда, где можно курить. Далее ориентируемся на указатель «мiсто» (город) – и через некоторое время попадаем в блиндаж, внутри которого сооружен КПП (с полосатой будкой для часового, с огневой точкой из мешков с песком). А на переднем плане – немецкий мотоцикл с коляской и пулемётом. Вся эта композиция доступна для фотосессии – очень увлекательно. Ну а уже за КПП мы попадаем в сувенирную лавочку, где в великом многообразии продаются посуда, книги, карты, настойки в бутылках, кофе, магнитики, шарфы и футболки – все с символикой УПА и националистического движения Украины. Мы там приобрели керамический графин для настойки, выполненный в виде ручной гранаты – очень похоже на настоящую. На таможне по вылету мы чуть не оставили его в Украине – пришлось отдельно сдавать в багаж. Всё от того, что с предметами имитирующими оружие на борт нельзя, а сдать сразу побоялись — грохнут). Из сувенирной лавки проходим мимо полицая-швейцара (он как раз только что пропустил группу польских туристов – человек 12-15) и вот уже щуримся от яркого солнечного света на улице.
Ужинали в ресторане «Гасова лямпа» — это тоже необычное заведение. Из себя представляет трехэтажное здание с открытой верандой, с которой видно Львовские крыши. На каждом этаже залы для посетителей, а вдоль стен выставлены керосиновые лампы. Фактически это музей керосиновой лампы – в нем собрано более 200 уникальных экспонатов. А тематика выбрана по случаю изобретения этого устройства в 1853 году – якобы во Львове. Если честно, то впечатлений мы получили меньше, чем в Крыивке. Может сказалась усталость за весь день (галопом без остановки под палящим солнцем с фотоаппаратом наперевес), а может просто там действительно не так интересно и идея «не цепляет». Готовят не сказать что шибко вкусно (на удивление), но в общем, неплохо и бюджетно. Особое внимание стоит уделить специфическим напиткам – это настойки на разных травах (с характерным запахом и вкусом) и все они имеют забавные названия. Напитки подают в мензурках, а официанты иногда устраивают фокусы с пиротехникой. И кстати да – в качестве музыкального фона играет рок и хэви-металл! Рекомендую спрашивать у официантов про блюда, которые «сегодня лучше удались» — антуражный вечер с неплохим ужином нам был обеспечен.

Дисконт.

В качестве совета еще хочу добавить – если заходите в какое-либо из заведений этой сети (а их больше десяти – и все разной тематики), то сразу оформляйте дисконтную карту. На неё зачисляется 10% от суммы вашего чека (то есть 24 грн после обеда на 240 грн). Так можно серьёзно сэкономить на памятных подарках. Дело в том, что этой карточкой можно рассчитываться и в некоторых сувенирных лавках. Например, покушав по одному разу в двух ресторанах мы имели 48 грн на карте – это немалая сумма. Можно было использовать при оплате следующего посещения, но мы купили 5 магнитиков на холодильник (по 10 за штуку).

Сувениры.

К слову о том, что можно привезти из Львова. Про кофе уже было сказано, магниты – это традиционно. А вот дальше встает вопрос – что купить остальным друзьям и родственникам? Во-первых, это великолепная керамика – в лавках продаются изделия (кринки для молока, кувшины, супницы, чашки). Он есть рыжего и черного цвета (глина одинаковая – разная технология закалки меняет цвет). Это аутентичные изделия – их можно привезти только из Львовской области. В изготовлении используется так называемая «молочная» глина – не знаю откуда название, но мы купили по 1,5-литровой крынке и теперь все, кто приходят в гости глотают слюну когда видят это чудо (лично у меня в нём молоко стоит неделю в холодильнике и не киснет).

Далее следует присмотреться к рушникам с национальным орнаментом – есть льняные, есть из хлопка. Смотрятся красиво и необычно. И в-третьих соломенные головные уборы – крестьянские широкополые шляпы. Вещь удобная (от солнца и дождя) и памятная. Повторяю – всё это можно привезти лишь из Львова. Ну еще товарищ попросил меня привезти ему шарф ФК «Карпаты» (коллекционирует) – было сделано.
Вечером уже в темноте мы добрались на частнике до отеля и тут же рухнули без сил – утром рано в обратный путь. Проснувшись в 6.00, скоро собрались и уже через полчаса сдали номер и усаживались в нашу синюю ракету. Предстояла долгая дорога, длинною более 1000 верст и надо было выбраться из города по еще пустой трассе. По большому счету нам это удалось и вот уже мчимся по направлению к Ровно.

Олеский замок.

Отъехав около 80 км от Львова, мы задумались о завтраке – необходимо было плотно перекусить перед дальней дорогой. Внимание привлек средневековый замок, возвышающийся на холме в километре от трассы. Свернув с дороги, мы попали в поселок Олеск, над которым возвышалось это фортификационное сооружение. Замок вблизи оказался еще больше и монументальнее чем издалека, но открывался для посещения (вместе с прилегающей территорией парка) только в 10.00 местного времени. Ну что же – как раз было время, чтобы купить в поселковом магазине продуктов, перекусить и в сытом состоянии отправиться на осмотр. Если честно, то мне после Нойшвайштайна и Линдерхофа в Баварии вообще не хотелось лезть в Олеский форт. Но подруга ни разу не была в подобном месте и мы честно купили два билета на экскурсию (вход на территорию парка и внутреннего двора – свободный, внутрь строения – 25 грн.). Замок типичен по своей конструкции – круговое расположение комнат, в которые можно попасть только последовательно из одной в другую. Внутри экспозиция, рассказывающая о нелегкой судьбе Олеска (построен в 13-м веке, подвергался многократному взятию и даже полному разрушению). Сейчас восстановлен в прежнем виде и входит в маршрут экскурсии «Замки Западной Украины». В комнатах экспонаты, принадлежавшие прежним владельцам – мебель, картины, иконы и всё такое. В общем, вполне себе заслуживает двух-трех часов на осмотр.

Вот еще вспомнилось – на территорию комплекса мы вошли в 10, когда её открыли к посещению. На тот момент у входа стояли два туристических автобуса – привезли большую экскурсию поляков (человек 40, не меньше) – мы вместе с ними попали за ворота, но дальше пути разошлись. Мы купили яблок у местной бабульки и неспешно побрели вокруг – осмотреться, сфотографироваться и т.д. Поляки же сразу направились в замок и по пути им что-то непрерывно «пшекал» экскурсовод. Так вот, когда мы уже заканчивали осмотр изнутри, то внезапно услышали очень красивое и громкое пение. Не понимая, что происходит, все вчетвером (я, подруга и две смотрительницы зала в котором мы были) – кинулись к окну во внутренний двор. И увидели тех самых поляков – они выстроились в два ряда полукругом и пели! Пели без музыки, но очень дружно и настолько мелодично, что мы заслушались. Слов мы не поняли, но судя по общей тональности, это было что-то сродни сказочной балладе о подвигах и славе – некий гимн или поминальная песня. (возможно – павшим соотечественникам). Сказочное зрелище – хор поставленных голосов, которыми дирижировал один из поляков. Я так разумею, что это был сложившийся музыкальный коллектив, который ездил по каким-то памятным для них местам.
Окончив осмотр, мы вышли во внутренний дворик и оттуда уже по парку медленно побрели к машине – сильное впечатление оказало на нас это пение.

Выводы.

Резюмируя, скажу, что тот краткий миг, что мы провели во Львове, оставил лишь положительные эмоции и разжёг желание вернуться снова. Всё понравилось – и путь и город и атмосфера, царящая в нем. Создалось самое правильное ощущение – отдыха и праздника. Увидели по-настоящему европейский город со множеством туристов, приветливыми жителями, интересными и красивыми местами. Именно за подобными впечатлениями ехали в отпуск. Жаль, что было так мало времени на знакомство с городом, но все можно исправить. Так что Львов, жди в будущем году на целую неделю!
Ну а нам пока предстояло за 12 часов преодолеть более 950 километров и вечером того же дня вселиться в номер одной из гостиниц Одессы. Но это уже другой рассказ.

Закладка постоянная ссылка.

Возможность комментирования заблокирована.